Компания

Направления деятельности

Статистика




Яндекс цитирования

Короли виртуальной реальности (интервью генерального директора ЦПС В.П. Куприянова)

Короли виртуальной реальности (интервью генерального директора ЦПС В.П. Куприянова)

(Тверской еженедельник Караван+Я, № 8, 21 февраля 2001 г.)

    Большие корпуса НИИ "Центрпрограммсистем" на улице Республиканской заметны издали. О том, чем занимаются обитатели желтых корпусов, накануне тридцатилетнего юбилея НИИ рассказал "Каравану" генеральный директор "Центрпрограммсистем" Валерий КУПРИЯНОВ.

 - Валерий Петрович, расскажите об истории "Центропрограммсистем" и о том, как сложилась его судьба.

 - В начале семидесятых годов в Советском Союзе начали развиваться нетрадиционные системы управления, так называемая АСУлизация. Каждому достаточно крупному предприятию предписывалось иметь свои АСУ. Государство финансировало покупку вычислительной техники и расходы предприятий, связанные с разработкой и функционированием автоматизированных систем управления. На уровне правительства и КПСС вопросы автоматизации продвигал тогда академик Виктор Михайлович Глушков из Киевского Центра кибернетики. В Калинине это новое направление активно поддержал первый секретарь обкома товарищ Корытков.

Так, в 1971 году постановлением правительства, опираясь на кадры специалистов в области информатики из работавшего на космос НИИ-2, был создан Калининский филиал научно-производственного отделения НПО "Ленэлектромаш". Филиал занимался разработкой систем автоматизации для Министерства путей сообщения, в частности, его ремонтных предприятий, для типографий, в том числе типографии газеты "Правда", и для крупных автокомбинатов.

Разработки новой организации привели к значительному удешевлению (типизации) проектных работ за счет принятия типовых программных решений. В результате эффективной работы Ленинградский филиал был преобразован в проектное бюро автоматизированных систем управления. А на базе этого бюро возникло научно-производственное объединение "Центрпрограммсистем".

Организация тесно сотрудничала с институтом "Интерпрограмма" в городе София. Собравшиеся там лучшие программисты Союза и СЭВ исследовали и адаптировали самые современные технологии Ай-Би-Эм и других западных фирм. Хотя это и было незаконной деятельностью, тем не менее, позволяло достаточно дешево внедрять современные программные продукты.

 - Это были действия в сфере разведки?

 - Да, там были подключены разные структуры для изъятия или технической разведки программных продуктов последних образцов. Сегодня ряд латиноамериканских стран идет спокойно по этому пути. Каждый продукт стоит десятки, а то и сотни тысяч долларов, и, естественно, таких денег у нас не было. Через "Интерпрограмму" мы получали очень мощное пополнение нашего фонда, до 500 продуктов ежегодно, и поставляли на тысячи предприятий готовые технологии, которые все могли использовать. В этом смысле ЦПС оправдал цели, во имя которых был создан, как центр накопления, распространения и обучения. Кроме того, только сдача к нам в фонд какого-либо результата исследований являлась отчетным документом для закрытия бюджетных средств.

В таких сферах, имея уже свои филиалы в ряде городов, мы работали вплоть до перестройки. В 90-х годах были национализированы наши Таллиннский и Киевский филиалы, ликвидирован Красноярский. В итоге сегодня мы представляем научно-исследовательский институт. В те годы прекратилось госбюджетное финансирование организации и хранения научных разработок. Оставшись без пополнения фондов, мы вынуждены были искать свою нишу. Но ниша эта сама нас нашла.

В советское время крупные работы для военно-морского флота велись в институте кибернетики имени Глушкова в Киеве. В связи с разделением наших стран, отягощенным разделением Черноморского флота, было принято решение о передаче всех разработок из Киева в российский институт. Как соисполнителям некоторых работ, нам и было все это передано, и мы стали головной организацией в области информатики военно-морского флота. Первое, с чего мы начали, - это работа, связанная с техническим обеспечением кораблей ВМФ.

Корабль - это завод с тысячами разных деталей и узлов. Чтобы он был готов к выходу в море, должна быть создана его эксплуатационная модель, где были бы записаны все составляющие этого корабля: срок годности, ремонты - капитальный и текущий - и так далее. На основании этих данных дается оценка корабля к моменту его выхода в море, предписание на соответствующее материально-техническое обеспечение. Для этого с нашим участием создано очень много информационных систем, которые находятся в главном штабе флота в Москве, а также на флотах. На каждом флоте есть соответствующее подразделение и информационные центры, которые обеспечивают весь этот процесс.

Второе направление, которым мы занимаемся, - это проектирование подводных лодок и кораблей. Прежде всего, вырабатывается директива нашего присутствия в том или ином океане, либо господствующая (например, Баренцево море) или преимущественная (Индийский океан), либо присутствие лишь обозначается (Средиземноморье, Атлантика). После принятия директивы определяется потенциальная мощность противника. Например, для противодействия двум американским эскадрам в Средиземном море нужно иметь соответствующие корабли с определенным типом оружия. Так, если у них авианосец, то ему должен противостоять фрегат, имеющий такие технические параметры, чтобы потопить этот авианосец. Мы просчитываем мощность фрегата, число ракетных установок на его борту и иные параметры корабля с перспективой на 5, 10, 20 лет вперед. Это направление мы ведем совместно с первым институтом ВМФ, что в Санкт-Петербурге.

Так же проектируются и подводные лодки. Создать современную атомную подводную лодку могут на сегодня только три центра в мире: два американских и один в России, который базируется на питерских и нашем НИИ.

Важное направление деятельности "Центрпрограммсистем" - создание компьютерных тренажеров. События в Югославии и на Ближнем Востоке показали, что иметь оружие мало, надо иметь высококвалифицированный персонал, ибо ошибка стоит очень дорого, например, может привести к потере подлодки. Но чтобы обучить человека путем выходов в море, надо сжечь столько горючего, сколько потребляет Приморская ГРЭС за двое-трое суток работы. Естественно, таких ресурсов нет. И у нас, как и на Западе, вся отработка воинских навыков производится на компьютерных тренажерах. Эти методики сейчас быстро развиваются, и мы просто завалены заказами по подготовке самых разных боевых тренажеров.

 - Раз мы коснулись подлодок, скажите, можно ли было спасти "Курск"?

 - Сложный вопрос. Но сейчас как раз создается информационный центр спасения подводных лодок. С января мы работаем над этим срочным заказом. В память компьютера на центральном пункте будут записаны все аварийные случаи. И если что-то будет происходить на наших подлодках, компьютер будет советовать через системы связи, куда выходить, где, какие отверстия делать и так далее. Срез этой системы может быть в компьютере на самой лодке.

Еще мы делаем системы защиты информации. Информация, в том числе и связанная с военной тематикой, циркулирует в компьютерных сетях и по каналам связи. В то же время существуют устройства, позволяющие считать информацию со спутника, если она на магнитном носителе и в памяти компьютера. Поэтому информацию шифруют. Понять же ее можно, только пропустив через дешифратор. В компьютер вставляется специальная плата, которая обеспечивает сохранность сведений, исключает несанкционированный доступ к ним и сертифицируется ФСБ по второй категории секретности.

В области коммерции это очень актуально, поскольку очень часто информация на компьютерах является основой для уголовных и прочих дел. Поэтому к нам часто обращается налоговая полиция с просьбой "вскрыть" чей-то компьютер - сделать доступной зашифрованную в нем информацию. Действительно, при определенном подходе выявить ее можно. А вот при нашей системе защиты из компьютера ничего не получишь без дешифратора.

Есть у нас также лаборатория компьютерной анимации. Там работают компьютерные дизайнеры. В том числе и для наших центральных телевизионных компаний.

Интересные информационные работы проводятся для атомных электростанций: Калининской, Курской, Ростовской. Нами разрабатываются системы, обеспечивающие нормальный ход процесса на станциях.

Выполняем и заказы правительства Москвы, участвуем в разработке компьютерной ситуационной комнаты, в которой моделируются всякие экономические соотношения. Допустим, хочет Лужков поднять акцизы на водку на 5%, а моделирующая система дает ответ: не имеет смысла, упадет собираемость налогов. Так определяется размер налога, который с одной стороны подъемен, с другой - понятен и собираем.

 - Сейчас многие научно-исследовательские организации стран бывшего Союза страдают от утечки мозгов на Запад. Актуально ли это для "Центрпрограммсистем"?

 - Это постоянная боль. Сегодня наши специалисты работают в Аргентине, Австралии, Израиле, Германии, Венгрии. Кроме того, есть утечка мозгов в Москву, где платят в два-три раза больше, чем у нас.

Недавно правительство ФРГ приняло закон о привлечении 20 тысяч программистов в бывшую ГДР, где им предоставляется жилье и высокооплачиваемая работа. Американцы тоже заинтересовались программным хозяйством, и, возможно, будет принят ряд мер по экспорту российских программистов в США и Канаду. Это создает у нас огромную интеллектуальную брешь. Сейчас подготовка кадров - наша постоянная работа. Они уходят - мы снова готовим. Тысячи людей уже обучили и продолжаем учить - другого выхода нет.

Беседовал Борис Гуров